Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стиль как многомерный феномен

Лингвистические термины

стиль как многомерный феномен (лат.: stilus, stylus - остроконечная палочка для письма, манера письма, своеобразие слога, склад речи)

Стиль - многомерный феномен, поэтому в языкознании до сих пор нет единого определения понятия С. В русистике одна из общепринятых формулировок восходит к определению В.В. Виноградова (1955): "Стиль - это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа". С. - фундаментальное понятие стилистики, по мере развития которой складывались разные понимания С. С. - одно из самых древних понятий гуманитарного знания, разрабатывавшееся в риториках и поэтиках Древней Греции и Рима, до этого - в индийских поэтиках. До средних веков понятие С. как своеобразия речи связывается с проблемой нормативности: какой слог приличествует употреблять в разных видах словесности. В XVIII в. с появлением на Западе стилистики как особой дисциплины С. определяется как своеобразие художественной речи писателя, произведения. В этот же период С. становится искусствоведческим термином для обозначения индивидуальной манеры изображения. Такое значение термина достигает расцвета в эпоху романтизма, связываясь с пониманием человека как творца. "Стиль - это сам человек" (Ж.Л.Л. Бюффон). Гегель использует понятие оригинальность, что дает ему возможность снять противопоставление манеры и С. В русистике термин стиль и вариант штиль появляются в XVII в., в середине XIX в. окончательно закрепляется термин стиль. Как явление историческое, С. претерпевает многократные изменения содержания своего понятия. В русских риториках XVII-XVIII вв., в теории М.В. Ломоносова и его современников бытовало трехчленное представление С.: высокий - средний - низкий. В каждом из них была представлена совокупность языковых средств в единстве (соотнесении) с предметом речи, темой, содержанием, группой жанров. После распада в русском литературном языке системы трех стилей, в связи с дальнейшим процессом демократизации языка выделяется оппозиция книжный С. - разговорный С. на фоне нейтрального С. Стилевая окраска книжности восходит к церковно-славянскому пласту древнерусской культуры, разговорный С. - к устно-разговорной речи низов городского населения и просторечию.

Окраска книжности сегодня сохраняется в:

1) научном стиле;

2) официально-деловом;

3) художественной литературе.

Модель С. традиционную часто совмещают с экспрессивной моделью(Ш. Балли), так как и в той, и в другой широко представлены ресурсы стилистической синонимии, используемые в XX в. в художественной литературе и публицистике как средство создания юмора, сатиры, иронии. Более строгий структурно-семантический вариант экспрессивной модели - это интерпретация С. как коннотативной стороны языковых единиц, содержащих экспрессивно-эмоциональные, оценочные, стилистические, ассоциативно-образные созначения и окраски, которые сопутствуют понятийному значению. Это структурно-языковой аспект, изучаемый стилистикой ресурсов. С начала XIX в. отошла в прошлое возможность построения протяженного высказывания, целого произведения средствами одной стилистической окраски, что было оценено в процессе дискуссии 1954 г. как исчезновение стиля. В первой половине XIX в. для обозначения индивидуальной манеры речи используется термин слог, значение которого как одного из возможных сохраняется в современной стилистике. Терминолексема С. в современных словарях трактуется также как общепринятая манера речи, способ ее исполнения, свойственный типизированным литературным текстам, жанровым разновидностям (С. романтизма, классицизма, басни, фельетона и т.п.). С середины ХХ в. в связи с развитием функциональной стилистики появляется понятие функциональный стиль, трактуемое как своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующей определенной сфере общения и деятельности, соотносительной с формой сознания. Термин функциональный стиль используется в аспекте речи и языка. Во втором случае его определяют как исторически сложившуюся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющую собой относительно замкнутую систему языковых средств, регулярно функционирующих в различных сферах общественной деятельности. Функциональные стили делятся по принципу дихотомии:

1) книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы;

2) разговорный стиль, разговорно-обиходный.

В соответствии со стилистической нормой выделяют хороший С. / плохой С. сочинения. При различии этих пониманий у них есть общие, инвариантные признаки. Феномен С. и стилистического вообще - это своеобразие, специфичное, характерное для того или иного предмета, явления. Интегральный компонент специфическое, характерное входит во все значения термина стиль в словарях современного русского языка:

1) совокупность признаков, характеризующих искусство... или индивидуальную манеру художника;

2) совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя;

3) функциональная разновидность языка и т.п.

Каждый С. характеризуется наличием дифференциальных признаков. Индивидуальный С. - это "мера отклонений от нейтральной нормы" (Ю.С. Степанов). Понятие С. всегда связано с его осознанием. Стилистические значения и оттенки у слов (как присущие им созначения, коннотации) формируются в процессе функционирования слов в речи. "Факт речи предшествует факту языка" (Ф, де Соссюр). Стиль создается и выражается в речевой деятельности, в процессе употребления языка. С. запечатлевается в тексте - это одно из существенных свойств текста, формирующихся и выражающихся в его речевой системности, обусловленных в определенной сфере и ситуации общения определенной совокупностью экстралингвистических стилеобразующих факторов. По стилю можно отличить один текст от другого. Это касается и индивидуальных особенностей речи.

Чехословацкий ученый К. Гаузенблас обозначил систему признаков С. как явления лингвистического:

1) Стиль - это специфически человеческое явление;

2) сфера стилевых явлений - это сфера интериндивидуального контакта;

3) стиль имеет отношение к деятельности человека, для которого свойственна целенаправленность;

4) под стилем следует понимать определенный способ, принцип прохождения этой деятельности;

5) стиль связан со структурой созданного, со специфическим принципом его построения;

6) стилевые явления отчасти входят в состав языковых явлений, отчасти выходят за их рамки (1967: 70-72).

Формирование стилистических средств языка и его стилевых разновидностей обусловлено:

1) расширением функций литературного языка в процессе его исторического развития;

2) использованием литературного языка в новых сферах деятельности и общения;

3) появлением различных социальных ролей говорящих;

4) развитием многозначности языковых единиц;

5) формированием многофункциональности языка;

6) применением социальных, территориальных диалектов, жаргонов;

7) использованием старославянского (церковнославянского языка);

8) обращением к живой разговорной речи, просторечию, диалектам в период демократизации литературного языка в XIX в. Функциональные стили русского литературного языка формируются в своей основе на рубеже XVIII и XIX вв., а затем идет процесс их кристаллизации и внутренней дифференциации. В России С. изучали М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, А.Н. Веселовский, А.И. Соболевский, А.А. Потебня (XIX в.);

В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.М. Бахтин, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Б.А. Ларин, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, Л.А. Булаховский, ученые Виноградовской школы (ХХ в.). Понятие лингвистического С. тесно взаимосвязано с понятием С. литературоведческого при исследовании художественных текстов. Терминолексема С. употребляется в искусствоведении, эстетике, психологии, науковедении, когнитологии (когнитивная стилистика - Демьянков, Лузина). В 50-70-е гг. ХХ в. оформляется понятие С. мышления, миропонимания.

Полезные сервисы